Определение понятия и характеристика
Обыденное мировоззрение — взгляды человека, которые формируются на основании житейского опыта и логических умозаключений.
Обыденное мышление позволяет индивиду аккумулировать весь опыт, накопленный поколениями, для успешного его применения на практике.
Наблюдая за другими людьми из своего окружения, прислушиваясь к советам старшего поколения, узнавая информацию из книг, человек получает определенные навыки.
Эти представления о том, как устроено общество и мир, позволяют ему не только функционировать в настоящем времени, но и прогнозировать свое будущее.
Повседневное мировоззрение помогает охватить все массовые ключевые вопросы: отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Благодаря обыденному мировоззрению люди осваивают следующие важные навыки:
- самообслуживание;
- коммуникация (вербальная, невербальная);
- физический труд;
- построение семейных, родственных отношений;
- воспитание потомства;
- проведение досуга;
- празднование знаковых событий;
- участие в ритуалах;
- забота о своем здоровье, о безопасности и т.д.
Понятие мировоззрения
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
- Социальное окружение, в котором находится человек.
- Условия социума, в которые помещена личность.
- Государственный строй.
Характерные черты и признаки
К характерным чертам можно отнести следующее:
- Целостность. Все понятия и установки, которые формируют повседневное мышление человека, обладают автономностью и самодостаточностью. Любой вид опыта или знаний входит в отдельную сферу жизни человека, которая имеет свои закономерности и правила. Так, воспитание потомства относится к системе семейных ценностей, а умение выполнять работы по дому к системе ведения домашнего хозяйства. Эти системы не связаны напрямую между собой, каждая может существовать отдельно от другой, не теряя своей целостности и самодостаточности.
- Ассоциативное мышление. Воспринимая опыт своих предков и других членов общества, человек действует ассоциативно.
Попадая в ситуации, которые он до этого наблюдал на примере других людей, индивид уже заранее знает, какие шаги ему следует предпринять. - Связь знаний. Получая знания о разных системах, человек может их совмещать и успешно интегрировать. Так, навыки коммуникативного общения могут успешно применяться в семейных, дружеских, профессиональных отношениях.
- Сочетание ощущений и опыта. Обыденно мировоззрение формируется на основе не только житейского опыта, но и ощущений. Интуиция, эмоциональная чувствительность, чувство самосохранения и другие присущие человеку ощущения помогают ему в формировании обыденного восприятия.
- Фрагментарность. Все знания, из которых складывается повседневное мироощущение человека, воспринимаются им фрагментарно. Большинство людей воспринимает только необходимую и интересную для них информацию из каждой системы знаний, поскольку постигнуть все невозможно.
- Эклектичность. Разнообразие взглядов в обществе на одни и те же вещи приводит к тому, что обыденное мировоззрение у людей сильно различается. Семейные ценности, нормы поведения, модели коммуникации и другие составляющие повседневного мышления представлены в большом разнообразии.
Каждый индивид выбирает тот вариант, который наиболее соответствует его взглядам. - Бессистемность. Обыденное мировоззрение в большей степени основано на абстракциях. Конкретные методы и системы в данном случае неприемлемы.
Обыденное и концептуальное как два уровня мировоззрения людей
Внутри каждого конкретного общества существуют два уровня мировозрения людей: обыденное и концептуальное.
Обыденное мировоззрение формируется в ходе практической жизни людей и направлено на обеспечение их повседневного поведения и решения практических задач. Большую роль здесь играет социальная среда, условия, в которых растет и действует человек, традиции, обычаи, нравственно-психологическая атмосфера этой среды. Многое определяют природные способности человека, особенности его ума и темперамента, а также, конечно, весь его жизненный опыт. Естественно, что такое мировоззрение оказывается чаще всего несистемным и в чем-то даже противоречивым. У большинства людей оно отражает мир на уровне явлений, не проникая в глубину, в сущность вещей. Порой обыденное мировоззрение оказывается просто примитивным, ущербным, крайне односторонним. Но можно встретить и глубокое, мудрое понимание сущности человеческого бытия, предназначения человека в этом мире, а значит и самого мира. Причем, такой мудрый взгляд не зависит напрямую от уровня образованности человека, он определяется всем комплексом его природных качеств и его жизненных условий и обстоятельств, жизненного опыта.
Концептуальное мировоззрение — это, напротив, однородное и логически более или менее стройное понимание мира, претендующее на проникновение в сущность действительности (но реально степень этого проникновения в разных концепциях очень различна). Оно может быть системным и достигать теоретического уровня. При этом если обыденное мировоззрение формируется в большей степени стихийно и очень индивидуализировано, то концептуальное, напротив, создается в основном осознанно, отдельными людьми и постепенно может охватить малую или большую группу людей. Истории известны три основных типа концептуального мировоззрения: мифология, религия и философия.
Данные мировоззренческие типы появились не в раз, а исторически последовательно, соответственно развитию общественных отношений и общественного сознания.
Мифология как совокупность мифов (греч. mythos — сказание, предание) — это исторически самая первая форма общественного сознания, тип концептуального мировоззрения, присущий эпохе, которую К. Маркс удачно назвал детством человечества. У человеческого сознания той поры в самом деле очень много схожего с детским сознанием. Во-первых, человек и мир в нем еще не противостояли друг другу, не отделялись друг от друга, природа «очеловечивалась», одушевлялась, а человек представал органической частью природы. Во-вторых, реальность и сказка, фантазия смешивались в единое целое, естественное не отделялось от сверхъестественного, герои и боги действовали вместе. Такая нерасчлененность, слитность в сознании разнородных явлений называется синкретизмом. Мифологическая картина находила яркое, художественное выражение. И люди искренне верши в реальность того, о чем говорилось в мифах, как дети верят в сказку. Мифология была полностью основана на вере, то есть такой психологической установке и мировоззренческой позиции, которая принимает определенные утверждения без доказательств.
Синкретизм был присущ первобытному мировоззрению в целом — как обыденному, так и концептуальному. При этом концептуальное мировоззрение по глубине и истинности отражения мира не сильно отличалось от обыденного. В основе его был не столько уровень миропонимания, сколько уровень мировосприятия, притом восприятия того лишь, что окружало человека непосредственно. И картина мира получалась весьма хаотичной, неупорядоченной.
Вместе с тем, говоря о мифологии, важно отметить то, что в мифах, которые посвящались самым разным темам, уже ставились так называемые вечные вопросы — о возникновении и устройстве мира, о происхождении человека, о жизни и смерти, о смысле жизни и т.д. — те вопросы, которые затем перешли в религию и философию и стали в них основными.
На этапе разложения первобытнообщинного строя, вместе с повзрослением человечества, на смену мифологии пришла религия (лат. religio — набожность, святыня) — сначала в виде многобожия, а позднее в виде единобожия.
Религия — явление сложное и многозначное. Но здесь не ставится задача ее широкого анализа. Нам лишь важно отметить, что при всей своей противоречивости религия является шагом вперед в развитии мировоззрения и человеческой культуры в целом. И, в частности, она упорядочила картину мира, разделив мир на естественный (материальный, чувственный, телесный) и сверхъестественный (потусторонний, божественный, духовный). При этом определяющую роль не только в жизни людей, но и во всем мироздании религия отвела второму, божественному миру. Процесс упорядочения привел также от многобожия к единобожию. Бог как высшее духовное начало всего творит (с помощью чуда!) материальный, телесный мир — и природу и человека — из ничего.
Существование бога ничем не доказано (так же как и не опровергнуто), но религия, как и миф, тоже основана на вере, поэтому решение всех «вечных» вопросов относит к одному началу — всемогущему Богу. Правда, здесь наряду с верой и в помощь ей начинает со временем употребляться и приобретать все большее значение также способ разумного доказательства. Однако такой способ не должен был противоречить вере и ограничивался только логикой, без опоры на факты, на практику, поэтому недостаточен. Например, средневековый религиозный мыслитель Фома Аквинский выдвинул логические доказательства бытия Бога. Однако они не убедительны, поскольку, во-первых, метафизичны (метафизику как метод охарактеризуем позднее, при освещении пятого вопроса темы), во-вторых, не опираются на практику. Ведь доказать наличие чего-либо или кого-либо бесспорно возможно лишь фактическим обнаружением данного нечто, Бога же наука пока не обнаружила. С применением логических построений (при этом под явным влиянием философии) в средние века сформировалась теоретическая форма религиозного мировоззрения — богословие, или теология (греч. Teos — Бог + logos — слово, учение), призванная раскрывать глубинный смысл религиозных догматов и помогать укреплению религии.
Религия, как и мифология, прежде всего выступает как концептуальное мировоззрение. Но та и другая довольно легко проникают в массовое обыденное сознание и широко схватывают его, правда, только на примитивном уровне простой веры в божественный, могущественный, спасительный мир чудес — надежду на спасение слабого человека.
Функции: кратко в таблице
Можно выделить следующие ключевые функции обыденного мировоззрения:
Функция | Проявление |
Информационно-отражающая | Все явления, события и образы, которые человек поглощает из окружающей действительности, отражаются в его сознании в соответствии с существующими у него установками и принципами. Получая информацию извне, каждый человек воспринимает ее по-своему, поскольку структура обыденного мировоззрения у каждого своя. |
Ориентационно-регулятивная | В своих поступках и решениях человек руководствуется своим внутренним мировоззрением. Его действия соответствуют убеждениям, моральным принципам. Если в процессе жизни меняются существующие взгляды на некоторые вопросы, то и оценка соответствующих ситуаций будет меняться. |
Оценочная | Все наблюдаемые вокруг себя явления индивид воспринимает через призму обыденного мировоззрения. В итоге любому явлению он может дать оценку в соответствии с существующими взглядами и убеждениями. |
Как начать новую жизнь и изменить себя? Ответ узнайте прямо сейчас.
Понятие «смысла жизни» в обыденном сознании. Философы о смысле жизни человека.
Сознание обыденного — это сознание, которое постоянно сталкивается с проблемой «смысла жизни».
Проблема «смысла жизни» в философии — это, пожалуй, одна из самых сложных и интересных проблем. Начнем с того, что чрезвычайно сложно определить понятие «смысла». Чаще всего в обыденном сознании понятие «смысла» подменяется понятием «цель» или «ценность». Когда у человека спрашиваешь: «В чем смысл твоей жизни?», чаще всего он отвечает на этот вопрос следующим образом: «Смысл моей жизни купить Lexus (например)». Не нужно быть крупным философом, чтобы понять, что речь идет о подмене понятий.
Философия и обыденное сознание имеют различные взгляды на смысл жизни. Если философа попросить дать определение «смысла жизни», то он бы сказал, что «смысл» — это конечный результат усилий.
Применительно к человеческой жизни «смысл» — это конечный результат совокупных усилий всей человеческой жизни и проблема здесь заключается в том, что смысл человеческой жизни познается только после того, как процесс закончен, то есть после того, как человеческая жизнь закончилась.
Трагедия человека заключается в том, что смысл его жизни опознается не им самим, а теми, кто идет за ним. А для самого человека совокупный результат усилий перестает иметь какое бы то ни было значение, когда он умирает.
Чрезвычайно оптимистическим и даже комичным моментом является то, что в обществе постоянно все находятся в состоянии конкуренции и состязательности. Однако у лузера, у проигравшего есть сильный мощный союзник — это само время, которое в конечном итоге нивелирует любой успех.
Время устраняет, стирает все совокупные результаты человеческих усилий. Поэтому философ на вопрос «кто выигрывает в этой борьбе с точки зрения вечности?», сказал бы, что лузер срывает банк, потому что победителю есть, что терять и он теряет, проигравшему нечего терять и по результатам этих потерь проигравший теряет значительно меньше.
Несколько подтверждающих примеров из истории человечества.
В Риме есть место, где 15-го марта 44-го до нашей эры убили Гая Юлия Цезаря. Там проходили заседания Римского сената. Цезаря убили его ближайшие сподвижники, друзья, заговорщики, нанеся ему множество кинжальных ударов. Теперь на этом месте растут два высоких кипариса, чтобы это место не забыли потомки. Вот таков итог совокупных усилий этого человека, таков итог его жизненного пути. В этом есть, на самом деле, большой коэффициент иронии.
Цезарь стал салатом с курицей, Наполеон стал тортом со сливочным соусом.
Вот таков удел человеческой славы на этой Земле и в результате мы можем прийти к следующему промежуточному выводу.
Когда мы ставим проблему «смысла жизни», а проблема смысла человеческой жизни является актуальной особенно в плоскости обыденного, мы с вами приходим к выводу о том, что:
- смысл, если он вообще существует, открывается не самому человеку, а тем, кто идет за ним;
- в конечном итоге любые смыслы стирает время и, с точки зрения вечности, не остается ровным счетом ничего.
- все это создает довольно драматическую перспективу. Потому что человек, пребывающий в сфере обыденного, нуждается в устойчивом ощущении того, что все его повседневные усилия имеют какой то смысл, значение.
В сфере обыденного человек:
- верит в ценности,
- верит в ценность социальных институтов,
- верит в то, что посадить дерево, родить сына, построить дом имеет значение.
Человек жертвует своим временем, своей жизнью на постоянное поддержание этих вер и тем самым обретает моменты счастья, без которых, пожалуй, существование в сфере обыденного было бы вовсе невыносимо.
ВАЖНО! Речь не идет о том, что все эти вещи не имеют значения. Напротив, в зависимости от того, какая точка зрения, какой взгляд на вещи избирает человек, он формулирует ту систему ценностей в которой ему комфортно.
Ценность — это способность явления предмета удовлетворять потребности человека и, если потребности человека вполне удовлетворяются этим набором вещей, которые он считает для себя значимыми, значит, у этого человека есть ощущение комфорта пребывания в бытии. Периодически его посещают моменты счастья.
Мудрые греки не зря называли счастье термином «eudaimonia», то есть посещение человека добрым богом и добрым демоном. Они понимали, что счастье не бывает долгим, оно бывает кратковременными и чаще всего познается только после того, как закончилось.
Плюсы и минусы
Несмотря на большое количество преимуществ повседневного мышления, оно имеет и ряд недостатков:
Плюсы обыденного мировоззрения:
- помогает ориентироваться в настоящем;
- позволяет разобраться в сложной жизненной ситуации (спрогнозировать развитие событий, найти выход, предвидеть возможные последствия);
- помогает объективно оценить достижимость поставленных целей,
- позволяет определить желаемое развитие событий;
- помогает строить прогнозы на будущее.
К минусам можно отнести:
- полученный опыт и знания часто носят субъективный характер, поскольку передаются от ближайшего окружения с его индивидуальными убеждениями и мнениями;
- установки, полученные на основе привычек, суеверий, субъективного опыта часто идут вразрез с научными фактами;
- полученный опыт, на который продолжает опираться человек, может стать неактуальным.
Примеры из жизни
Примеры обыденного мировоззрения:
- Молодые женщины с определенного возраста стремятся к созданию с подходящим партнером семейного союза. Непременное желание вступить в брак и в дальнейшем родить детей основывается как на житейском опыте — существование коллективного общественного мнения по данному вопросу, опыта ближайшего окружения (мамы, бабушек, сестер, подруг), так и на здравом смысле. Плюсом подобного проявления обыденного мировоззрения является стремление женщин реализовать себя в качестве жены и матери, создать социальную ячейку общества. А минусом является наличие в обществе стереотипов, починяясь которым нередко женщины не учитывают свои объективные желания и взгляды.
- Практически все люди празднуют ежегодно свой день рождения. Уже в раннем возрасте дети, наблюдая за взрослыми, получают информацию о наличии у каждого человека такого дня. Формируется убеждение, что день рождения — это особенный праздник, в который необходимо устраивать торжество и приглашать на него всех близких людей. Эти люди, в свою очередь, должны чествовать именинника и дарить ему подарки.
- Необходимость элементарного каждодневного ухода за собой также является частью обыденного мировоззрения человека. Сюда относятся такие повседневные привычки, как чистка зубов, умывание, расчесывание и т.д. Необходимость соблюдения правил гигиены и поддержания своего тела в чистоте прививается детям с раннего детства. Наблюдая за взрослыми и руководствуясь здравым смыслом (быть грязным неприятно и некрасиво), дети перенимают данные установки и переносят их во взрослую жизнь. Отсутствие в обыденном мировоззрении человека подобных установок приведет к его столкновению с непониманием и осуждением в обществе.
Какие типы выделяет наука?
Основные типы мировоззрения в науке (классический подход):
- мифологический тип,
- религиозный тип,
- филосовский тип,
- научный тип,
- обыденный (житейский) тип.
Мифологическое мировоззрение базируется на образах и фантастическом восприятии мира.
Мифы отрицают разумное объяснение действительности и опираются на эмоциональный спектр.
Отсутствие опыта подтолкнуло человечество к тому, чтобы выдвигать различные предположения и принимать их на веру, не учитывая причинно-следственные связи. Мифы являются не знанием, а искусственно сформированной реальностью, в которой живет человек.
Религиозное мировоззрение ставит во главу сверхъестественное существо или силу, которая контролирует все происходящие в мире процессы.
И если мифы являются лишь дополнением к реальности (замещающей реальностью), то религия диктует свои нормы и правила с позиции нравственности (плохого и хорошего поведения), а также требует от человека строгого соблюдения догматов.
Философское мировоззрение строится на логике и попытке объяснить мир с позиции разума. Для данного типа характерна системность, создание категорий и подкатегорий, обобщенность.
При этом философия допускает вольную трактовку идей, если при этом человек придерживается доказательств и логики, игнорируя эмоции и чувства.
Обыденное мировоззрение формируется через накопление и преумножение житейского опыта. Такое тип мировоззрения формируется стихийно, через анализ ошибок и личной практики.
Научное мировоззрение , это стремление к целостной картине мира и точным знаниям.
Итоги человеческого познания обобщаются и проверяются на практике.
С исторической точки зрения выделяют три базовых типа: мифологический, религиозный и филосовский.
Современная классификация допускает более вольную интерпретацию, включая в себя оптимистическое, пессимистическое, атеистическое, прогрессивное, реакционное, политическое, гедонистическое и прочие типы мировоззрения.