Что такое вербальная поведенческая терапия?
Вербальная поведенческая терапия учит общению с использованием принципов прикладного поведенческого анализа и теории бихевиоризма Б.Ф.Скиннера. По замыслу, вербальная поведенческая терапия мотивирует детей, подростков или взрослых учить язык, объединяя слова с их намерениями.
Ученик узнает, что слова помогают получить желаемые предметы или другие результаты. Терапия не концентрирует внимание на простых словах (кошка, автомобиль и т.д.). Ученик учится использовать слова для формулировки вопросов и передачи своих идей.
Другими словами,этот метод сосредоточен на понимании того, почему мы используем слова. В своей книге «Вербальное поведение«, Скиннер разделяет язык на типы, или «операнты«. Каждый имеет разную функцию.
- Манд. Запрос. Например: «Печенье», чтобы попросить печенья.
- Такт. Используется, чтобы поделиться опытом или привлечь внимание. Например: «Самолет», чтобы указать на самолет.
- Интравербальное поведение. Слово используется для ответа на вопрос или другой реакции. Например: Куда вы ходите в школу? “Школа №29”
- Эхо. Частое повторение слов или подражание. Например: «Печенья?» «Печенье!» (Важно, как ученик подражает).
Вербальная поведенческая терапия начинается с обучения мандам или запросам, как основному типу языка. Например, человек, страдающий аутизмом, узнает, что говоря «печенье» можно получить печенье.
Сразу после того, как ученик делает такой запрос, врач усложняет урок, повторяя слово и показывая запрашиваемый предмет. Затем врач снова произносит данное слово в том же или подобном контексте.
Важно отметить, что ученики не должны называть фактическое слово для получения нужного результата. Сначала они должны сигнализировать запросы любыми способами. Указанный пункт представляет собой хорошее начало.
Это помогает ученику понять, что общение приводит к хорошему результату. На это понимание врач опирается при помощи ученику в построении общения.
Вербальная поведенческая терапия использует «обучение без ошибок». Врач обеспечивает быстрые и частые подсказки для помощи ученику в улучшении общения. Постепенно уменьшается количество подсказок, пока ученик не перестанет в них нуждаться. Например, ученик хочет печенье. Врач может держать печенье перед его лицом и говорить «печенье«, чтобы подсказать ответ ученику.
Затем врач произносит звук «П», тем самым подсказывая ответ. После этого он может просто держать печенье перед глазами ребенка и ждать запроса. Конечная цель — ученик должен сказать «печенье«, когда он или она хочет печенье, без каких-либо подсказок.
На обычном занятии вербальной поведенческой терапии учитель задает ряд вопросов, которые сочетают в себе простые и сложные запросы. Это увеличивает успех и уменьшает раздражение. Учитель меняет ситуации и способы, улавливая и поддерживая интерес ученика.
Большинство программ включают как минимум от 1 до 3 часов терапии в неделю. Более интенсивные — могут состоять из большего количества часов. Кроме того, преподаватели обучают родителей и других воспитателей применению принципов вербальной поведенческой терапии в повседневной жизни ученика.
Врачи отмечают, что вербальная поведенческая терапия является эффективным методом лечения различных психических расстройств. Специалисты подчеркивают важность взаимодействия между терапевтом и пациентом, которое способствует выявлению и изменению негативных мыслительных паттернов. По мнению врачей, такой подход помогает пациентам лучше понимать свои эмоции и поведение, что, в свою очередь, способствует улучшению качества жизни. Многие специалисты отмечают, что терапия может быть особенно полезной для людей, страдающих от тревожных расстройств и депрессии. Врачи также указывают на необходимость индивидуального подхода, так как каждый случай уникален и требует внимательного анализа. В целом, вербальная поведенческая терапия зарекомендовала себя как надежный инструмент в арсенале психотерапевтов.
Кому помогает вербальная поведенческая терапия?
Вербальная поведенческая терапия может помогать детям младшего возраста, начинающим изучать речь, и более старшего возраста с задержкой или нарушением речи. Это также помогает многим детям и взрослым, использующим зрительные образы или другие формы вспомогательной коммуникации.
История и научная основа вербальной поведенческой терапии?
Скиннер опубликовал «Вербальное поведение» в 1957 году с целью описания функционального анализа языка. В 1970-е годы аналитики Винсент Карбоне, Марк Сандберг и Джеймс Партингтон начали адаптировать подход Скиннера для создания Вербальной поведенческой терапии. С 1982 года Национальная ассоциация анализа поведения начала публиковать ежегодный журнал Анализ вербального поведения.
Многие исследования подтвердили эффективность вербальной поведенческой терапии у детей. (Д-р Сандберг резюмировал их в 2001 году). Но 2006 обзор научной литературы пришел к выводу, что необходимы дополнительные исследования для подтверждения эффективности этого подхода.
Вербальная поведенческая терапия (ВПТ) вызывает разнообразные мнения среди специалистов и пациентов. Многие отмечают её эффективность в работе с детьми и взрослыми, страдающими от тревожных расстройств, депрессии и фобий. Психологи подчеркивают, что ВПТ помогает людям осознать свои мысли и поведение, а также научиться управлять ими. Пациенты часто делятся положительными отзывами о том, как терапия помогла им изменить негативные установки и улучшить качество жизни. Однако некоторые критики указывают на необходимость индивидуального подхода, так как не все методы подходят каждому. В целом, ВПТ воспринимается как полезный инструмент в арсенале психотерапии, способствующий личностному росту и эмоциональному благополучию.
Развитие навыков общения при аутизме — видео
Вопрос-ответ
Что такое вербальная поведенческая терапия?
Что такое вербально-поведенческая терапия? Вербально-поведенческая терапия (ВП) обучает общению и языку. Она основана на принципах прикладного анализа поведения и теориях бихевиориста Б. Ф. Скиннера. Этот подход побуждает людей с аутизмом изучать язык, связывая слова со своими целями.
При каких нарушениях будет эффективна когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) эффективна при различных психических расстройствах, включая депрессию, тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, фобии и расстройства пищевого поведения. Она помогает пациентам изменять негативные мысли и поведенческие паттерны, что способствует улучшению эмоционального состояния и адаптации в повседневной жизни.
Какие недостатки у ава метода?
АВА-метод (метод прикладного анализа поведения) имеет несколько недостатков, включая высокую зависимость от квалификации специалистов, необходимость длительного времени для достижения результатов, а также возможные этические вопросы, связанные с манипуляцией поведением. Кроме того, метод может не учитывать индивидуальные особенности и контекст жизни клиента, что может ограничивать его эффективность.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основы вербальной поведенческой терапии (ВПТ), чтобы лучше понимать ее принципы и методы. Это поможет вам осознанно участвовать в процессе терапии и активно применять полученные знания в повседневной жизни.
СОВЕТ №2
Регулярно практикуйте навыки, полученные на сеансах ВПТ. Записывайте свои мысли и эмоции, а затем анализируйте их, чтобы выявить негативные паттерны и заменить их более позитивными. Это поможет закрепить результаты терапии.
СОВЕТ №3
Обсуждайте свои переживания и успехи с терапевтом. Открытое общение о ваших чувствах и прогрессе позволит вашему специалисту лучше адаптировать подход к вашим индивидуальным потребностям и целям.
СОВЕТ №4
Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к близким. Поделитесь с ними своими целями и тем, что вы изучаете на сеансах ВПТ. Это может создать дополнительную сеть поддержки и мотивации в вашем процессе изменений.