Логопеды стараются помочь заикающимся людям уменьшить или избавиться от возникающих нарушений речи. Задача логопедов состоит в том, чтобы устранить дефекты речи (что трудно даётся многим людям) и минимизировать случаи заикания во время разговоров.
Люди научиться следить за своей реакцией или справляться с речевыми трудностями во время разговора. Им рассказывают о других возможных реакциях, которые могут помочь человеку говорить бегло и чётко. Например, человек, у которого часто речь становится долгой, напряжной и прерывистой, может научиться управлять ей. Люди могут не только управлять беглостью речи во время лечения, но и практиковать приобретённые навыки в жизненных ситуациях.
Люди обычно считают, что такие поведенческие методы лечения заикания относительно просты в выполнении. Напротив, управлять речевыми трудностями изо дня в день, по крайней мере в первое время — это тяжёлая работа! Применение различных методов по устранению речевых проблем требует умственных усилий. Одно дело, управлять или контролировать скорость речи в тишине и спокойствии, например, в кабинете логопеда, другое дело — в шумном и подвижном офисе или классе. По этой причине, логопеды часто общаются с членами семьи, учителями и другими о том, чего ожидать от терапии. Неразумно думать, что заикающийся человек сможет контролировать свою речь в любое время суток и во всех ситуациях.
Чаще всего детей дошкольного возраста . Это нежелание можно объяснить с двух точек зрения: многие дети «перерастают» заикание, к тому же во время лечения ребёнок может многое узнать о заикании, из-за чего шанс появления заикания сильно возрастает. Однако, современная точка зрения немного отличается от подобной традиционной.
В настоящее время многие согласны с со стороны логопедов. Но не смотря на это, и сейчас логопед может порекомендовать вам «подождать и посмотреть» за развитием заикания у ребёнка, только если он заикался в течение нескольких месяцев и дефекты речи были незначительными, тогда шанс на длительное заикание довольно-таки низок.
Рекомендуемый ход лечения для детей дошкольного возраста несколько отличается от хода лечения для детей старшего возраста и для взрослых. Например, родителей обучают реагировать на беглость речи ребёнка, поощряя свободную речь («ты так плавно говоришь!») и акцентируя внимание на прерывистую речь («звучит немного неровно»). Родители и/или логопеды могут формировать гладкость речи ребёнка. Логопеды обучат родителей когда, где и как можно это сделать. Последние исследования показывают, что методы вмешательства наподобие вышеописанных достаточно эффективны при устранении симптомов заикания у дошкольников.
Помимо вышеописанных подходов, были разработаны их вариации, чтобы помочь заикающимся людям говорить более ровно. Большинство из таких подходов подразумевают приобретение приборов, с помощью которых человек слышит свой голос во время разговора. Чаще всего они небольшие, и их нужно носить внутри или за ухом говоряшего. Лабораторные исследования показывают, что некоторым людям подобные устройства помогают говорить более плавно, так как они слышат воспроизведение их голоса с небольшой задержкой, на пониженном или повышенном тоне или когда появляется «белый шум» во время произнесения речи. Эффективность этих устройств в реальной жизни до сих пор изучается. Результаты показывают, что одни находят слуховые устройства очень полезными, в то время, как другие так не считают.
Исследования продолжаются для поиска ответов на следующие вопросы:
- почему для одних людей эти приборы более эффективнее, чем для других;
- помогают ли эти устройства справляться с дефектами речи;
- как эффективнее добиваться беглости речи: используя только это устройство или используя устройство и посещая логопеда;
- есть ли от них польза, если пользоваться ими в течение долгого времени.
В дополнение к предоставленному логопедом лечению, некоторые заикающиеся люди ищут помощь через самопомощь и группы поддержки для заикающихся. Группы поддержки для заикающихся не являются терапевтическими группами. Они представляют собой группы людей с аналогичными проблемами. Эти люди работают вместе, чтобы справиться с повседневными трудностями заикания.
Множество подобных групп существуют по всему миру. В Соединённых Штатах у групп поддержки заикающихся людей есть давняя и устойчивая традиция помогать людям преодолевать речевые трудности. Группы поддержки часто делятся на местные отделения, содержащие от нескольких до нескольких десятков членов. Они регулярно встречаются (например, еженедельно или ежемесячно) и обсуждают вопросы, связанные с заиканием. У некоторых групп поддержки также есть e-mail адреса, чаты, рассылка новостей, книги, а также ежегодные конференции, на которые приглашаются сотни заикающихся людей и членов их семей.
Многие члены группы поддержки подтверждают, что опыт, приобретённый на встречах, намного эффективнее в борьбе с заиканием, чем опыт, приобретённый во время лечения. Есть люди, кто считает, что встречи группы поддержки удовлетворяют потребности в формальной речи, которые не удовлетворялись во время лечения. Можно сделать вывод, что многим людям полезно и лечиться у логопеда, и посещать группу поддержки для заикающихся. Большинство групп поддержки разработали прочные партнёрские отношения с ассоциацией логопедии и могут продвигать и предлагать услуги логопедов для заикающихся людей.
Как лечить заикание?
Основная часть программы лечения — . Она разработана для того, чтобы научить человека определённым навыкам или действиям при устном общении. Например, многие логопеды учат заикающихся людей контролировать и/или наблюдать за скоростью речи.
Люди могут научиться говорить слова более медленно и менее напряжённо физически. Также, можно научиться контролировать или следить за дыханием. Люди часто начинают говорить плавно и гладко, если они говорят намного медленнее и используют короткие фразы и предложения. Со временем люди учатся говорить плавно, в более быстром темпе, более длинными предложениями и в более сложных ситуациях, пока речь не будет звучать свободно и естественно. «Повторные консультации» или «закрепительный сеанс» необходим после окончания формального курса для предотвращения рецедива.
Логопеды применяют разнообразные методы и техники для работы с заикающимися людьми, стремясь улучшить их речь и уверенность в себе. Врачи подчеркивают важность индивидуального подхода, так как каждый случай уникален. Специалисты используют дыхательные упражнения, ритмические тренировки и артикуляционную гимнастику, что помогает пациентам контролировать свою речь. Кроме того, логопеды обучают навыкам расслабления и управления стрессом, что также играет ключевую роль в процессе. Врачи отмечают, что поддержка со стороны семьи и близких является неотъемлемой частью успешной терапии, так как она способствует созданию комфортной атмосферы для занятий. Регулярные занятия и терпение как со стороны логопеда, так и со стороны пациента являются залогом положительных результатов.
Логопеды играют ключевую роль в помощи заикающимся людям, и мнения о их работе варьируются. Многие отмечают, что логопедические занятия помогают не только улучшить речь, но и повысить уверенность в себе. Специалисты используют различные методы, включая дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику и техники расслабления. Некоторые пациенты отмечают, что индивидуальный подход логопеда позволяет учитывать их уникальные особенности и потребности.
Однако есть и те, кто считает, что процесс может быть долгим и требующим значительных усилий. Важно, что логопеды не только работают над речью, но и помогают развивать навыки общения, что способствует социальной адаптации. Многие родители заикающихся детей отмечают, что регулярные занятия с логопедом значительно улучшают качество жизни их детей, позволяя им свободнее выражать свои мысли и чувства.
Дыхательные упражнения — видео
:
Вопрос-ответ
Что делает логопед при заикании?
Основными приемами логопедической работы при заикании являются дыхательно-голосовая гимнастика, релаксация напряженных артикуляционных мышц, речевые упражнения по ритмизации речи, нормализации ее темпа, выработке выразительной речевой интонации, логоритмические занятия.
Может ли логопед исправить заикание?
Хотя заикание, также известное как заикание, встречается чаще, чем многие думают, заикающийся человек может чувствовать себя застенчивым или одиноким. Эта разница в их манере общения может побудить их обратиться к логопеду. Но вот что может вас удивить: логопедия не ставит своей целью исправить или вылечить заикание.
Какой врач убирает заикание?
Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запинки на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к квалифицированному логопеду, который имеет опыт работы с заикающимися людьми. Важно, чтобы специалист использовал индивидуальный подход и учитывал особенности вашего случая.
СОВЕТ №2
Регулярно практикуйте дыхательные упражнения и техники расслабления. Это поможет снизить уровень тревожности и напряжения, что может положительно сказаться на речи.
СОВЕТ №3
Участвуйте в групповых занятиях или терапиях, где можно общаться с другими людьми, испытывающими похожие трудности. Это создаст поддерживающую атмосферу и поможет вам чувствовать себя менее изолированным.
СОВЕТ №4
Не стесняйтесь обсуждать свои переживания и страхи с близкими. Поддержка семьи и друзей играет важную роль в процессе преодоления заикания и повышает уверенность в себе.